В России после
серьезного спада изобретательской активности (со 120 до 18 тыс. заявок в год),
в настоящее время, наблюдается отчетливая тенденция по увеличению количества и
что важно качества (с коммерческой точки зрения) заявляемых материалов. Однако
отечественный производитель, минимизируя собственные риски, зачастую отдает
предпочтение зарубежным технологиям, оборудованию и лицензиям, находясь при
этом на второстепенных ролях, относительно новых разработок, и в условиях
жесткой конкуренции на однотипный товар, фактически отказывается отсобственной ценовой политики.
Проявление
интереса, со стороны государства, к инновационной деятельности, в виде создания
свободных экономических зон, технопарков, фондов содействия бизнесу, и даже
популяризирующих изобретательство телепрограмм, замечательно, но явно
недостаточно, поскольку касается лишь внешней стороны вопроса, т.е., по сути
готовых изобретений. Ощутимый, нарастающий, экономический и социальный эффект
государство получит в тех условиях, когда не изобретатель, в роли просителя,
ищет возможности доведения «до ума» и внедрения своей идеи, а производственники
будут искать и вкладывать средства в технологии и разработки, обладающие
мировой новизной. Для этого недостаточно благоприятной экономической ситуации в
стране, необходимо в комплексе пересмотреть отношение сторон к инновационной
деятельности. К основным позициям можно отнести:
·И производитель, и инвестор, независимо от формы
собственности, должны иметь возможность, на выгодных для себя условиях,
формировать собственный инновационный бюджет;
·Изобретатель должен иметь возможность
рассчитывать на содействие государства в начальной фазе материализации идеи –
изготовление макетного образца и оформление патента, поскольку для инвестора,
при принятии решения, основным аргументом является не наличие охранного
документа, а макетного или опытного образца, посредством которого можно было бы
провести маркетинг, оценить экономику и риски;
·Определить статус изобретателя, как личности,
формирующей научно технический прогресс, сформировать общественное мнение о
престижности и значимости изобретательства в экономике страны, таким образом,
чтобы даже перспективные школьники начальных классов могли видеть свое будущее
в творческой, созидательной деятельности.
Предлагаемая
программа ориентирована на все возрастные слои населения, как на состоявшихся
изобретателей, так и надетей и
подростков, имеющих склонность к техническому творчеству. «Будущие технологии
создадут сегодняшние дети». Для выпускников технических, экономических,
юридических ВУЗов целесообразно издать курс лекций «Управление инновационными
проектами». Суть, которого заключается в подготовке специалистов, способных
взять на себя функции, как правило, не свойственные изобретателю, т.е. –
маркетинговые исследования, привлечение инвестора, производство, документальное
обеспечение, и т.д. Другими словами всю рутинную работу, от которой
изобретатель готов отказаться, в пользу новых разработок. Курс включает в себя
рекомендации по всем этапам, от знакомства с изобретателем, до завершения
жизненного цикла проекта.
Целевое
финансирование программы на федеральном и региональных уровнях, по линии
министерств образования и социально-экономического развития, придаст проекту государственный
статус и привлечет внимание к нему коммерческих структур и частных инвесторов. Программа развития. Курс лекций.