Четверг, 16.05.2024
Поиск
Меню сайта

МОиН РТ, ОИР РТ,  28. 12. 2009

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИДЕРСКИХ  КАЧЕСТВ  У  ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ.

 

Одним из важных факторов, необходимых для нормального развития общества, признано считать такую его организацию, когда  во всех структурах, подразделениях,  предприятиях и т.д., руководитель обладает качествами неформального лидера.

Лидерские, как впрочем, и все другие качества, склонности и способности человека, во многом  предопределены генетически, но лидерство, с детских лет, в значительной мере, формируется средой обитания. Семья, школа, и все то, что вне семьи и школы (не только пресловутая «улица», но и спортивные секции, занятие музыкой, техническим творчеством и т.д.), вот три ореола обитания детей, где формируется будущий гражданин.

В школе, как правило, назначенный формальный лидер - понятие формальное,  неопределенное,  не являющееся привлекательным для ровесников, за исключением тех случаев, когда например, староста класса – порядочный человек, надежный друг, добросовестный ученик и имеет какие либо внешкольные достижения, например, на спортивном поприще.

В подростковом смысле слова, неформальный лидер есть практически в каждом классе. Как правило, это физически крепкий молодой человек, с интеллектом – ниже среднего, может быть из социально неблагополучной семьи, или из семьи материально обеспеченной. В юном возрасте, характерной чертой неформального лидерства, является нигилизм – как противопоставление себя обществу, в лице всех взрослых, включая преподавателей, с единственной целью - казаться более взрослым, в глазах одноклассников. Привлекательность такого типа поведения для ровесников, состоит в том, что позволяет, не прилагая никаких усилий достигнуть более высокого статуса в своем окружении.

Изучено и написано по этому поводу в нашей стране много, практические же результаты видны из статистики подростковой преступности. Печалено и то, что многие из юных неформальных лидеров, в принципе не способных, что - либо создать, со временем становятся вполне формальными руководителями, зачастую, государственных структур. «Клановое» ведение народного хозяйства как раз предполагает осуществление кадрового подбора по принципам родственно-дружеских связей и коллективных коррупционных интересов. При этом маловероятно то, что некий, «чей-то» руководитель будет себя комфортно чувствовать в окружении толковых подчиненных.

Для реального развития государства, во всех его аспектах, лидерские качества будущего руководителя необходимо формировать у тех подростков, которые представляют интерес для общества. В любой сфере деятельности наивысшая эффективность работы коллектива будет достигнута в том случае, когда руководитель сам является генератором идей. Только мыслящий лидер способен создать творческий коллектив, ценить и максимально эффективно использовать потенциал каждого из сотрудников.

Только человек разумный, то есть в полой мере отвечающий определению «homo sapiens», способен принести реальную пользу государству, независимо от того на каком поприще он найдет свое призвание: в науке, производстве, экономике, политике…  

Лидерские качества необходимо развивать у тех подростков – будущих руководителей, которым уже сейчас есть что сказать, и которые уже сейчас готовы создавать и отдавать.

На выявление и развитие талантливых, одаренных детей ориентирована программа создания «Творческих Лабораторий Юных Изобретателей и Рационализаторов, ТЛЮИР», формирование же лидерских качеств, необходимо рассматривать как дополнительный, но при этом вполне самостоятельный проект.

 

Условно, программу развития лидерских  качеств у детей и подростков можно разделить на несколько ступеней.

 

Первый уровень – школьная защита.

Ввести в общеобразовательных школах (учебных заведениях), как дополнительный методический прием, или форму дополнительного образования и воспитания детей, мероприятие – «Школьная защита».

«Школьная защита» не вносит нарушений в существующую программу и методику учебного процесса, не влияет на расписание занятий, не является дополнительной нагрузкой для учащихся и педагогов, не требует, со стороны школы, материальных затрат. Другими словами «Школьная защита» гармонично вписывается в имеющуюся систему обучения.

Суть проекта «Школьная защита», состоит во введении в учебный процесс, в соответствии с плановым изучением предмета, отдельных уроков,  которые проводят ученики – рационализаторы, демонстрируя при этом, ими же разработанные и изготовленные наглядные учебные пособия.

Задачей каждого урока является не только раскрытие изучаемой темы, но и обсуждение конструкции нового учебного пособия. На уроке разрешается задавать любые вопросы, как по изучаемому материалу, так и по учебному пособию. Приветствуется разбор функциональных возможностей устройства, критика и выявление недостатков, предложения по усовершенствованию и разработке новых устройств.

Уникальность такой формы общения состоит в том, что и докладчик, и слушатели, (они же эксперты и критики)  являются ровесниками. С одной стороны, рационализатор, защищающий свою разработку, не будет комплексовать, и «зажиматься», поскольку перед ним такие же, как и он. С другой стороны, определенная часть одноклассников постарается «завалить» докладчика, поскольку он такой же, как и они, но выступает в роли преподавателя.

В процессе работы, класс разобьется на несколько групп – недалекие и безразличные - молчащие, беспокоящиеся о своем статусе - критикующие, и конструктивно заинтересовавшиеся  демонстрируемой  разработкой, и техническим творчеством, в целом. Методический прием может спровоцировать перегруппировку существующих внутриклассных содружеств по новым для подростков критериям -  интеллектуальному уровню и социальной зрелости.

«Школьная защита» затрагивает и ряд личностных, жизненно важных, для молодых людей, вопросов.

Юный новатор учится «держать удар», отстаивать собственную позицию, приобретает навыки ораторского мастерства, уверенности в собственных силах и знаниях.

Для сверстников, уроки, демонстрирующие практическую полезность и реальную  возможность проявления индивидуальных способностей, могут во многом повлиять на формирование их жизненной позиции. Имея наглядные примеры, каждый из учеников, рано или поздно, придет к внутренней самооценке, и возможно, впервые задумается над простым вопросом – лидер это тот, кто стремится, и способен создавать, или тот, чей девиз - отвергать и потреблять.

            Преподавателям школ, на своих уроках, периодически необходимо затрагивать тему о значении изобретательства и роли лидера в научно  - техническом прогрессе, о статусе и привилегиях изобретателя. О возможности самореализации и профессиональной ориентации подростков, занимающихся в «ТЛЮИР» и имеющих тесные контакты с опытными изобретателями, конструкторами, производственниками.

            Такие беседы, совместно с проектом «Школьная защита», будут способствовать повышению познавательной и творческой активности,  вовлечению в созидательную работу, и социальному становлению школьников.

           

Вторая фаза самоутверждения и закаливания лидерских качеств творческой молодежи, это участие в конкурсах, защитах и выставках, районного, городского, республиканского, российского и даже, международного уровня.

На таких мероприятиях, оппонентами  юных изобретателей и рационализаторов будут не только профессиональные эксперты, но и юные новаторы из других районов и городов, которые, в борьбе за призовые места, приложат все силы, стараясь более выгодно представить свои разработки, и уменьшить достоинства других.

Здесь, в полной мере, проявятся все качества, необходимые будущему руководителю -  отменное знание своей темы, и техническая эрудиция, позволяющая моментально разобраться в чужих работах. Ясность изложения мысли, и культура общения, уверенность в своих силах, и жесткая интеллигентность, в экстремальных ситуациях.

Очевидно, что чем больше конкурсов и выставок будет проводиться на районных и городских уровнях, тем более уверенно станут себя чувствовать новаторы, и тем выше будет привлекательность научно – технического творчества для молодежи.

 

            И третье – популяризация изобретательской и рационализаторской работы подростков, через средства массовой информации.

После того, как в полной мере, заработает программа «ТЛЮИР», необходимо на регулярной основе, освещать ее деятельность в СМИ. Основным каналом, связи с общественностью, должно стать местное телевидение.

Один, два раза в неделю, желательно, в формате самостоятельной программы, в фиксированное время и с повтором, давать пяти – десятиминутные репортажи, с участием юных новаторов. Это могут быть студийные съемки, выступления на конкурсах и выставках, «Школьные защиты», занятия  в «ТЛЮИР», посещения предприятий, научно-исследовательских лабораторий, и т.п. Наиболее значимые события целесообразно освещать и в информационно-новостных блоках регионального телевидения.

Известность, популярность и всеобщее признание – наиважнейшие условия, закрепляющие лидерский статус, как для самого подростка, так и для его окружения. 

Благодаря телевидению, в каждой семье, где есть школьники, появится прекрасный повод для обсуждения вопросов учебы, увлечений, трудолюбия, творчества, целеустремленности т.д. В проект технического творчества, и соревнования внутри проекта, будут вовлечено все взрослое окружение подростка.  Не более чем через год, работа «ТЛЮИР» станет такой же привычной частью жизни, как собственно, школа. И многие родители начнут уделять внимание творческому потенциалу своих детей, с раннего, дошкольного возраста.

 

Наибольшей эффективности, а в конечном итоге полезности государству, проект достигнет в том случае, когда у детей, а главное, их родителей, будет четкая мотивация на вложение сил и средств в подростковое техническое творчество. Дипломы, грамоты, свидетельства, патенты, награды должны нести реальные выгоды их обладателям. Наилучшим стимулом, для молодых талантов, станет льготное зачисление и обучение в высших учебных заведениях.

Не каждый изобретатель, со временем, станет начальником или директором, но формировать армию будущих руководителей необходимо сейчас, и из числа талантливых и трудолюбивых подростков.

 

 

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В ЧАСТИ ДЕТСКОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА, В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.

 

Рассмотрены существующие и перспективные направления воспитания и дополнительного образования детей, в секторе детского технического творчества, в Республике Татарстан.

 

           Школы.

Многие преподаватели, на базе школьных учебных классов, могут вести (и ведут) кружки по профилю своей дисциплины. Дополнительные занятия способствуют закреплению и более глубокому изучению курса школьной программы, подготовке и участию детей в конкурсах и олимпиадах. При этом ученики имеют возможность что то самостоятельно мастерить, исследовать, экспериментировать, то есть проявлять и развивать индивидуальные творческие данные.

Если же педагог (физика, химия, технология), имеющий техническое образование, сам является опытным изобретателем и генератором идей, то дополнительные занятия могут подняться до уровня серьезных научно исследовательских, новационных и конструкторских разработок в школьной среде. Вопрос лишь в мотивации сторон и материально техническом обеспечении.

В любом случае, дополнительные занятия, способствуют выявлению талантливых, одаренных детей, их профессиональной ориентации, привитию навыков самостоятельного мышления, отстаиванию своей точки зрения, публичных выступлений на различного уровня конкурсах, олимпиадах, защитах.

 

Районные. Центры детского технического творчества. Клубы юных техников.

Традиционная тематика - авио, судомоделирование, там же моделирование иных объектов и механизмов, реже электроника и радиотехника, пожалуй и все, не учитывая спортивно - технических направлений. Центры и клубы, так же традиционно и успешно, решают двуединую задачу - дети увлечены, получают практические навыки работы с инструментами и материалами, видят и могут продемонстрировать результаты своей деятельности, участвуют в соревнованиях, конкурсах, выставках. И дети, на радость благодарным родителям, отвлечены от «улицы».

Очевидно, что молодые люди, самостоятельно сделавшие выбор в пользу клуба юных техников, в будущем станут первоклассными специалистами, инженерами, учеными и изобретателями. Но в рамках клуба, даже если руководитель опытный новатор, трудно создать изобретение, поскольку самая удачная модель, победившая во всех соревнованиях и конкурсах, всего лишь модель, сделанная по шаблонам. А рационализация, присущая любому виду технического творчества, ни как не может быть зарегистрирована, по причине того, что клуб не имеет (и не может иметь) статуса предприятия. Или, например, молодой человек изобрел (точнее думает что изобрел) газонокосилку, соковыжималку, или что-либо более «серьезное». Вряд ли он сможет получить должную оценку своей идее, и тем более рассчитывать на профессиональную патентную и техническую помощь, в своем клубе авиомоделистов.

 

Необходимо отметить, что все созданное человечеством, все то, чем мы пользуемся, было изобретено, но каждое, что-то конкретное, придумал один человек. В подавляющем большинстве случаев, именно изобретение дает импульс науке, технологиям и производству, формирует рынок, и даже влияет на внешнюю политику государства. Изобретатель не только определяет научно-технический прогресс, но и обеспечивает трудовую занятость населения страны.

Селекция и профессиональная подготовка юных, перспективных изобретателей, позволит выиграть годы на этапах становления и достижения цели, как для самих изобретателей, так и для государства в целом.

 

Районные. Творческие лаборатории юных изобретателей и рационализаторов.

«ТЛЮИР» являются логической вершиной, дополнительного образования, для талантливых, технически одаренных детей. Поскольку в лабораториях, при соответствующем обеспечении и управлении, разрешено заниматься разработкой, исследованием и изготовлением чего угодно, с одним начальным условием - это «что то» должно иметь рационализаторские и изобретательские перспективы.

          Целью курса является оказание реальной технической помощи талантливым школьникам: изучение основ конструирования, патентоведения, маркетинга, и т.д., другими словами подготовка юных изобретателей к взрослой изобретательской деятельности. И самое важное - возможность самостоятельного воплощения собственных идей в реальные устройства и изделия, а так же оформление охранных документов на объекты своей интеллектуальной собственности.

         Требования к претендентам предъявляются высокие – неординарное мышление, высокая, для своего возраста, техническая эрудиция, собственный «изобретательский» опыт, навыки работы с различным инструментом и материалами, возможность заниматься техническим творчеством в домашних или школьных условиях. И, главное, молодой человек должен прийти со своими идеями.

          Для облегчения задачи, желающим войти в состав творческой лаборатории, предлагается самостоятельно, или при участии родственников, придумать и, по возможности, изготовить действующий макет или образец нового учебного пособия по любой дисциплине любого года обучения среднеобразовательной школы. Основным требованием к изделию является оригинальность, наглядность, многофункциональность, позволяющая не только эффективно продемонстрировать изучаемую тему, но и подать ее как задачу или загадку в объеме, превышающем учебную программу.

          В том случае, если собственные идеи «слабы», но очевиден интеллектуальный потенциал и желание претендента к обучению, зачисление производится по результатам собеседования и тестирования, с учетом возраста школьника.

          График посещения творческой лаборатории свободный. Диплом об окончании курса не предусмотрен. Документом, подтверждающим технический и творческий уровень ученика, является патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, или рационализаторское предложение.

          Территориальное размещение «ТЛЮИР» на базе районных муниципальных учебных комбинатов «МУК», целесообразно по ряду существенных причин.

Известность для всех заинтересованных сторон - родителей, учеников, преподавателей.

Как правило, удобное место расположения, относительно своего района.

Отлаженная структура управления.

Наличие квалифицированного персонала.

Наличие площадей, учебных и учебно-производственных классов, станков, оборудования и инструментов.

         Наличие учебно-производственных классов, то есть, какого то количества одинаковых, оборудованных рабочих мест, создает предпосылки к организации мелкосерийного производства каких либо изделий собственной разработки, например, наглядных учебных пособий. Что в свою очередь, в перспективе, допускает возможность преобразования лабораторий в самостоятельное юридическое лицо.

          Эффективная работа «ТЛЮИР» предопределит ситуацию, когда в технические высшие учебные заведения Республики Татарстан многие из ее выпускников, будут поступать как состоявшиеся изобретатели и рационализаторы. Со временем именно они, обладая полученными профессиональными знаниями, навыками и уверенностью в собственных силах, станут определять научно - технический уровень республики и страны.

          Приложение 1. Создание «ТЛЮИР».

 

Рационализаторская деятельность учащихся.

          Первые шаги в научно - техническом творчестве, школьникам целесообразно осуществлять в проработанном и общепонятном секторе наглядных учебных пособий. Здесь ученик может вернуться к ранее изученным темам и соответствующим пособиям, или, что еще полезнее, заглянуть в будущие главы интересующей дисциплины, провести анализ имеющихся в наличии (школьных) и опубликованных пособий, оценить достоинства и недостатки любого из устройств, сделать свои предложения. Очень важно, что в любой момент, школьник может обратиться к своему преподавателю и получить не только квалифицированную оценку идее, но возможно и пути ее развития. Под руководством и непосредственном участии того же преподавателя, идея может быть воплощена в реальное устройство.

Факт существования наглядных пособий, придуманных и созданных ровесниками, окажется сильным стимулом к техническому творчеству среди школьников.

Используя новаторские идеи своих учеников и опубликованные материалы «ТЛЮИР», учебный процесс по дисциплине «технология» может подняться на качественно новый уровень, когда школы смогут самостоятельно изготавливать и обеспечивать себя учебными пособиями, постоянно расширяя ассортимент. И даже обмениваться пособиями, изготовленными на заказ, с другими школами, поддерживающими данное направление.

 

Для закрепления официального статуса рационализаторских предложений, создаваемых учащимися, разработано дополнение к «Положению о рационализаторской деятельности в Республике Татарстан».

Приложение 2. Рационализаторская деятельность в школах РТ.

Приложение 3. Рационализаторская деятельность в учебных заведениях РТ.

 

Для облегчения оформления рационализаторских предложений на наглядные учебные пособия, разработан бланк заявления.

Приложение 4. Бланк заявления. Форма – Ру-1.

 

Мощным стимулятором детского технического творчества, особенно в части изобретательской и рационализаторской деятельности, для самих школьников и их родителей, является всеобщее признание достигнутых юными изобретателями успехов, которые весомо учитываются при поступлении в технические высшие учебные заведения Республики Татарстан.

Приложение 5. Мотивация школьников к техническому творчеству.

 

«Необходимо ввести систему раннего выявления одаренных детей, разработать механизм государственной поддержки образования талантливой молодежи, в том числе в ВУЗах, а также при последующем трудоустройстве. Также необходимо создать систему сопровождения научной и профессиональной карьеры этих одаренных ребят». (из выступления Президента РТ. 16 Апреля 2009 г.)


Вернуться в программу развития.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz