Понедельник, 25.11.2024
Поиск
Меню сайта

Вернуться в программу развития.
Предыдущая



Заместителю министра МОиН РТ  

Начальнику отдела воспитания и дополнительного

образования МОиН РТ

 

Прошу Вас рассмотреть ряд соображений, в связи с  развитием детской изобретательской и рационализаторской деятельности в РТ. Возможно, некоторые из них, будут полезны, при разработке комплексной программы развития системы образования в РТ.

 

 

Замечания, и анализ перспектив внедрения приказа

МОиН РТ №13/10 от 11 января 2010 г.   http://mon.tatar.ru/rus/file/pub/pub_42322.doc

 

Название.

Приказ МОиН РТ №13/10 от 11 января 2010 года. Об утверждении положения о Детском Республиканском  Бюро изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан.

 

1.                  Далее дано еще три варианта названия приказа: пункт 2 приказа, заголовок приложения №1, первый абзац приложения №1.

 

«БЮРО» - как правило, общественная организация, оказывающая консалтинговые услуги. (На российском рынке, в подавляющем большинстве – услуги по переводам текстов)

 

2.                  Название – «Детское Республиканское общественное Бюро рационализаторов  и изобретателей»,  предполагает юридическое объединение группы детей, оказывающих населению услуги в области рационализаторства и изобретательства. (Для сравнения: «Бюро переводчиков», и «Детское бюро переводчиков»)

3.                  Ни один из вариантов названия не предполагает благозвучного сокращения (аббревиатуры), в лучшем случае, это «ДРЕБИР».

 

Форма.  

4.                  Приложения №1 и №2 не озаглавлены.

5.                  Бланк заявления (приложение №3), не может называться «формой учета и отчетности». (текст приказа, пункт 3)

6.                  В приложении №2, заменить - «Форма заявления на рационализаторское предложение (приложение №1)», на - «Форма заявления на рационализаторское предложение (приложение №3)».

7.                  В приложении №3, пункте 5, количество строк для изложения текста, необходимо увеличить в  три раза, и читать как: «5. Устройство работает следующим образом:»

8.                  В приложении №3, пункте 2, исключить «(или неизвестен)», поскольку аналог имеется всегда, даже у изобретенного кем то, когда то колеса. А одной из основных задач новатора является необходимость и умение выявления аналогов.

 

Содержание.

Любое юридическое лицо имеет право от своего имени подавать во ВНИИГПЭ заявки на изобретения и оформлять рационализаторские предложения, в том случае, когда в его структуре имеется патентный отдел, с профильными специалистами. (Для общеобразовательных школ такой отдел не предусмотрен.) При этом рационализаторское предложение считается действительным на территории, или в сфере интересов данного юридического лица.

 

9.         Приказ, фактически, подтверждает конституционное право учащихся заниматься изобретательской и рационализаторской деятельностью.

Стимулирование же этой деятельности (первый абзац приказа) должно включать в себя создание специализированной республиканской структуры с соответствующими кадрами, обеспечением, финансированием и т. д.  Предоставление привилегий юным новаторам при поступлении в ВУЗы, трудоустройстве в государственный сектор, возможность создания, на выгодных условиях, молодежных научно производственных инновационных предприятий, льготное налогообложение и кредитование научно исследовательских и внедренческих молодежных предприятий, и другое.

 

10.       Действие приказа целесообразно распространить не только на учеников   общеобразовательных школ (пункт 3 приказа),  но на  все учебные заведения РТ, не имеющие собственного патентного отдела.

11.       В приложение №2, IV, добавить пункт. «Рационализаторское предложение, отвечающее определению «устройство», обязательно должно быть изготовлено.»

12.       В пункт 7 приложения №2, IV, добавить «регистрационный номер, печать, подпись директора».

13.       Согласно приложения №2, IV, пункт 1, -  любой гражданин (не обязательно ученик) может одновременно подать заявления на одно и то же рационализаторское предложение в любое количество учебных заведений. В каждом из них получить удостоверение и претендовать на вознаграждение.

14.       Пункт 1, приложения №2, IV, допускает, что  рационализаторское предложение, придуманное одним учеником, и зарегистрированное в своей школе, может быть заимствовано любым количеством учащихся других школ, и зарегистрировано там под собственными именами.

15.       Другой, возможный вариант плагиата. Для получения удостоверения на рационализаторское предложение любому гражданину (ученику), достаточно скопировать какое либо из устройств (наглядное пособие), широко представленных в интернете, и выдать его за собственную разработку. Или просто приобрести, что-либо полезное и недорогое, и выдать за своё.

16.       Не каждому дано создать свое новое, но всякий может получить удостоверение  и авторские права на чужое и известное.

 

Несколько риторических вопросов, по развитию детской изобретательской и рационализаторской деятельности, в условиях отсутствия централизованной структуры и финансирования.

Согласно приложения №1, IV, пункт 4, «Детское Бюро…» оказывает помощь юным изобретателям и рационализаторам во всем спектре профессиональных вопросов, в том числе, «…в изготовлении образца, макетов, моделей и др...». Согласно приложения №2, V, пункт 7, эта помощь оказывается за счет общеобразовательного учреждения.

 

17.       Будет ли директор учебного заведения заинтересован в рационализаторской деятельности учащихся, не имея в штате профильных специалистов, и зная, что ему придется технически обеспечивать и финансировать рисковую разработку, а затем изыскивать средства на вознаграждение авторов. (приложение №2, V, пункт 7)

Если бы директор имел финансовую возможность, то мог бы быстрее, надежнее и дешевле, закупить необходимые школе наглядные учебные пособия, широко представленные на российском рынке.

18.       Сочтет ли нужным, родительский комитет школы (класса), расходовать в пользу одного ученика, средства собранные родителями, в так называемый, фонд школы.

19.       Посчитают ли целесообразным, родители ученика, расходовать средства семейного бюджета и собственное время на изготовление некого устройства для школы, зная, что взамен, в лучшем случае, их ребенок получит школьное удостоверение рационализатора, не предполагающее никаких привилегий.

 

20.       Станет ли талантливый, технически одаренный ученик, заниматься школьной рационализацией, зная, что его разработка может быть растиражирована по другим школам, за авторством, совершенно незнакомых ему людей.

21.       Не создастся ли такая ситуация, когда в республике будут зарегистрированы десятки абсолютно одинаковых рационализаторских предложений, но с разными авторами и номерами школ.

 

Заключение.

Для развития рационализаторской работы среди учащихся РТ, и для придания каждому рационализаторскому предложению республиканского статуса, продвижение документов должно проходить по схеме: рационализатор – директор учебного заведения – районный центр – республиканский центр.

На уровне районного центра решаются все вопросы, связанные с изобретательской и рационализаторской деятельностью учащихся. Обучение, выявление и развитие творческого потенциала, постановка и решение конкретных задач, информационный и патентный поиск, анализ рынка, изготовление опытных образцов новационной продукции, оформление документации и т. д.

Республиканский же центр, обладая информацией о новационном рынке республики и страны, по каждой, конкретной разработке,  принимает окончательное решение, в части подачи заявки на патент, или выдаче охранного документа на рационализаторское предложение и дальнейшего его продвижения.

Следует отметить, что и районные центры, и любой учащийся, в своей работе, так же используют республиканскую информационную базу данных рационализаторских предложений.

Только удостоверение на рационализаторское предложение, республиканского уровня, может представлять практическую ценность,  для его обладателя, например, при поступлении в ВУЗ, или при трудоустройстве. 

 

Стимулирование (инвестирование, финансирование) детской изобретательской и рационализаторской деятельности должно стать одним из ключевых направлений государственной инновационной политики. Вложение средств в талантливых, технически одаренных детей, это не что иное, как генерация нового поколения высоко профессиональных инженеров, ученых, руководителей, которые и определяют научно-технический прогресс общества.

 

Встанет ли Татарстан первым, на этот эволюционный, для нашей страны, путь развития,  и сохранит ли за собой лидерство, зависит исключительно от волеизъявления руководства Республики.

 

Вернуться в программу развития.
Предыдущая
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz