Четверг, 16.05.2024
Поиск
Меню сайта
Вернуться в программу развития.
Следующая


Минтимер Шаймиев: "Инновационная экономика - это стратегический выбор для Татарстана"
16 Апреля 2009 г., 13:30


    (Фрагмент выступления.)

    "Наверное, никого не надо убеждать в том, что инвестиции в человеческий капитал являются главным условием формирования инновационной экономики. Образование должно быть движущей силой всех наших начинаний и преобразований", - заявил Президент РТ. По его словам, в современном мире понятие образования расширяется и выходит за рамки школ и вузов.
    Необходимо ввести систему раннего выявления одаренных детей, разработать механизм государственной поддержки образования талантливой молодежи, в том числе в вузах, а также при последующем трудоустройстве.
    Также необходимо создать систему сопровождения научной и профессиональной карьеры этих одаренных ребят.

Первоисточник http://www.tatar-inform.ru/news/2009/04/16/163077/

    Аппарат Президента РТ.
    Здравствуйте.

    Вниманию Государственных служащих, поддерживающих, заявление Президента Республики, о необходимости выявления и профессионального формирования технически одаренной молодежи, озвученного новостными телеканалами 16.04.09г.
    Возможно,  окажутся полезными мои предложения по данной тематике, пока имеющие многолетнюю историю молчаливого игнорирования на различных уровнях государственности РТ и РФ.
    Формат письма не предполагает подробного изложения материала. 
    Для ознакомления прошу зайти на персональный сайт http://poisk77.ucoz.ru/  , "Главная", далее "Нац. проект", далее по ссылкам.
    Затраченное Вами время - 15 - 20 минут, но возможно, это будет полезно для страны.



«Отдел воспитания и дополнительного образования детей»
7 Мая 2009 г.

    Здравствуйте.

    Предлагаемый ниже материал, в полной мере соотносится, с  заявлением Президента Республики, о необходимости выявления, профессионального формирования  и дальнейшего сопровождения, технически одаренных детей и  молодежи, озвученного новостными телеканалами РТ  16.04.09г.

    Проект программы  развития общества, в той или иной степени, затрагивает все слои населения, но на предварительном этапе рассмотрения, входит в компетенцию «Отдела воспитания и дополнительного образования детей», поскольку ключевым звеном программы являются школьники.

    Проект легко может быть доработан и адаптирован, к какой либо существующей, или вновь созданной, структуре централизованного управления, в масштабе республики или страны.
 
    Проект может быть дополнен программой дошкольного выявления и обучения детей, склонных к техническому творчеству. С учетом специфики дошкольного и младшего школьного возраста, это должно быть самостоятельное направление, имеющее, впрочем, реальные точки соприкосновения с предлагаемой ниже программой.



    Министерство  образования и науки Республики Татарстан.
   Комиссия по разработке и реализации комплексной государственной программы развития системы образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы.
7 Июня 2009 г.

    Здравствуйте.

    За основу предлагаемого материала принят проект программы развития общества, изложенный на персональном сайте http://poisk77.ucoz.ru/, который согласно  письму, от 20.05.09, № Ч-711/9-1 был рассмотрен  Министерством образования и науки Республики Татарстан, и передан  группе разработчиков проекта, комплексной программы развития системы образования Республики Татарстан   на 2010-2015 годы.

    Суть предложения состоит в привитии навыков изобретательской  и рационализаторской деятельности учащимся средних образовательных школ.  Выявлении  и профессиональной подготовке талантливых, технически одаренных детей.

    1.
    С целью профессиональной подготовки и привитию практических навыков изобретательства и рационализации,  организовать специальные внешкольные курсы, для талантливых, технически одаренных детей, средних образовательных школ Республики Татарстан.
    Создать на базе районных Муниципальных учебных комбинатов (МУК) Творческие лаборатории юных изобретателей и рационализаторов (ТЛЮИР).
    Выделить для лабораторий площади (не менее 20-30 кв.м., с учетом одновременного пребывания до 10 учащихся), необходимые для установки дополнительного оборудования и создания рабочих мест.
    Оснастить, и по мере необходимости доукомплектовывать, лаборатории  оборудованием, приборами, инструментами, материалами.
    К существующим функциям МУК добавить содействие в работе лабораторий.
    Рекомендовать руководителям  предприятий и организаций  республики оказывать содействие и техническую помощь в решении задач лабораторий.
    На конкурсной основе назначать руководителей  лабораторий. Основные требования к соискателю – коммуникабельность, высшее техническое образование, большой личный изобретательский опыт - не менее 10-20 изобретений, желательно в разных областях техники. (Ученые звания и степени не являются достоверным критерием творческого потенциала, но приветствуются).
    Руководитель лаборатории обязан:
•   В школах своего района, для учащихся всех годов обучения, проводить лекции – семинары по вопросам изобретательской и рационализаторской деятельности, с целью вовлечения в техническое творчество максимального количества детей.
•   Проводить отбор наиболее перспективных, с точки зрения технического творчества, учеников, формировать авторские коллективы и состав курса Творческой лаборатории, на текущий момент.  Преимущественным правом при отборе обладают претенденты, имеющие собственные проекты, идеи и конструкторские разработки новационного уровня.  (Более полно на персональном сайте  http://poisk77.ucoz.ru/)
•   По каждому проекту ставить задачи, оценивать идеи, выдвигать свои предложения, с позиций изобретательского,  рационализаторского уровня  и возможности изготовления опытного образца.
•   В общем виде, доводить до учеников правила оформления заявки на изобретение, особое внимание, уделяя патентному поиску и формуле изобретения.
•   На всех этапах контролировать и оказывать помощь в изготовлении опытных образцов устройств, привлекать при необходимости сторонних специалистов, размещать на предприятиях заказы на изготовление отдельных узлов.
    Нагрузка на руководителя лаборатории не должна превышать 5-7 проектов, одновременно находящихся в работе. При оптимальном числе соавторов на один проект – 1-3 ученика, количестве школ в г.Казани – 177,  МУК – 10, и средней длительности проекта – полгода,  выборка составляет  – 1-2 ученика в год от каждой школы. Что вполне коррелирует со статистикой  рождения детей с неординарным  мышлением – 1-2 на тысячу.
    Эффективность работы руководителя лаборатории оценивается по количеству поданных, через  Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, заявлений на изобретения и рационализаторские предложения, учениками лаборатории.
    Необходимо отдельно рассмотреть вопрос об уровне оплаты труда руководителя лаборатории, с учетом значимости решаемых задач – формировании  кадров, которые в ближайшем будущем будут определять научно технический прогресс  республики и страны.

    2.
    Включить  в  «Положение о рационализаторских предложениях в Республике Татарстан»,  статью  о рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта,  в средних образовательных школах Республики Татарстан.
    Рационализаторская деятельность школьников может распространяться исключительно на наглядные учебные пособия, отвечающие определению «устройство».
    Рационализаторское предложение обязательно должно иметь прототип, известный из любых источников открытой информации.
    Рационализаторским может быть признано любое конструктивное усовершенствование (изменение) прототипа, приведшее к улучшению или расширению потребительских свойств  устройства.
    Администрация школы и Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан оказывает максимально возможную материально техническую и информационную помощь соискателю, аргументировано доказавшему целесообразность выполнения конкретной рационализаторской работы.
    Подача заявления на рационализаторское предложение может быть осуществлена только после демонстрации действующего образца устройства, специально созданной комиссии из преподавателей школы.
    Оформление заявления производится по форме, установленной Обществом изобретателей и рационализаторов Республики        Татарстан, или в свободной форме, с полным раскрытием сути предложения.
    Заявление на выдачу удостоверения на рационализаторское предложение подается автором (авторами) на имя директора школы.
    Директор школы представляет заявленный материал в Общество изобретателей и рационализаторов  Республики Татарстан.
    Экспертная комиссия Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан принимает решение об отклонении заявки, или выдаче удостоверения на рационализаторское предложение, действительное на территории Республики Татарстан. Одновременно принимается решение о возможности поощрительного вознаграждения автора (соавторов), и руководителя.
    Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан на регулярной основе проводит районные, городские, республиканские конкурсы – защиты  школьных рационализаторских предложений, по результатам которых принимается решение о награждении, поощрении, премировании школ, авторов и сторон, содействующих рационализаторской работе.
    Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан дает рекомендации к серийному производству и оснащению школ республики, наиболее оригинальными разработками.
    На изделиях, изготовленных по рационализаторскому предложению, указываются исходные данные школы,  авторов, руководителя.
    На сайте Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан публикуются все зарегистрированные рационализаторские предложения.  Кроме информационно рекламной направленности, опубликованные материалы являются базой данных, прототипов, облегчающей изыскательскую работу рационализаторам и снижающей  вероятность приоритетных и авторских споров.
    Права, документация и изделие, изготовленное по рационализаторскому предложению, являются собственностью школы - заявителя, или, при наличии соответствующего договора,  совместной собственностью школы и  Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан,  и могут быть использованы на усмотрение сторон.
    При коммерциализации, или иных действия, связанных с продвижением рационализаторского предложения на территории республики, и за ее пределами, в проект могут быть приглашены авторы, на договорных условиях.

    3.
    Мотивировать активность учеников, и что не менее важно – их родителей, к изобретательской и рационализаторской деятельности, постановлением об обязательном и приоритетном  учете творческого потенциала школьников, при поступлении в технические ВУЗы  Республики Татарстан.
    Разработать порядок автоматического и упрощенного зачисления в ВУЗы, по линии бюджетного образования, абитуриентов, обладающих высоким инженерным научно техническим потенциалом. 
    Разработать контрактную систему обучения для талантливой молодежи, при которой государство берет на себя не только оплату обучения, но сопровождает  и профессионально  ориентирует  студентов  в  те области  науки и промышленности где востребованы мыслящие инженеры.
    Принять бальную накопительную систему оценки творческого уровня школьников. Например:
•   Патент на изобретение, способ – 5 баллов.
•   Патент на изобретение, устройство – 3 балла.
•   Патент на полезную модель или промышленный образец – 2 балла.
•   Удостоверение на рационализаторское предложение – 1 балл.
•   Внедренное изобретение  или полезная модель (одно или более устройств, введенных в эксплуатацию и дающих экономический эффект) – 20 баллов.
•   Внедренное рационализаторское предложение (налажено мелкосерийное производство и сбыт) – 10 баллов.
    Так же принять бальную накопительную систему оценки, по результатам участия в выставках, олимпиадах, конкурсах, предопределяющую социальную активность человека.
    Именно эти оценки характеризуют школьника как будущего инженера и гражданина.  Государству необходимо, учитывая индивидуальные  способности творческой личности, обеспечивать  его образование, трудоустройство в государственный сектор, или содействовать организации инновационного бизнеса.
    Только должное отношение к изобретательству в целом, и изобретателям, начиная со школьников, может в ближайшие годы придать ускорение научно техническому прогрессу в республике и стране.

    Пожалуй, более точно, в плане значимости и соотношения - рационализаторское предложение – изобретение, накопительная бальная система оценки творческого потенциала школьника может быть следующей:
•   Патент на изобретение, способ – 10 баллов.
•   Патент на изобретение, устройство – 7 баллов.
•   Патент на полезную модель или промышленный образец – 5 баллов.
•   Удостоверение на рационализаторское предложение – 1 балл.
•   Внедренное изобретение  или полезная модель (одно или более устройств, введенных в эксплуатацию и дающих экономический эффект) – 20 баллов.
•   Внедренное рационализаторское предложение (налажено мелкосерийное производство и сбыт) – 10 баллов.


ОИР РТ 29.06.09

Положение о рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта,  в средних образовательных школах Республики Татарстан. (проект)

 

С целью профессиональной подготовки,  привитию практических навыков изобретательской и рационализаторской деятельности, и предоставлению возможности самореализации талантливым, технически одаренным детям,  включить  в  «Положение о рационализаторских предложениях в Республике Татарстан»,  статью  о рационализаторских предложениях, не создающих экономического эффекта,  в средних образовательных школах Республики Татарстан.

Рационализаторская деятельность школьников может распространяться исключительно на наглядные учебные пособия, отвечающие определению «устройство».

Рационализаторское предложение обязательно должно иметь прототип, известный из любых источников открытой информации.

Рационализаторским может быть признано любое конструктивное усовершенствование (изменение) прототипа, приведшее к улучшению или расширению потребительских свойств  устройства.

Администрация школы и Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан оказывает максимально возможную материально техническую и информационную помощь соискателю (автору), аргументировано доказавшему целесообразность выполнения конкретной рационализаторской работы.

Разработка, изготовление и оформление рационализаторского предложения выполняется автором (авторами) самостоятельно, или под управлением руководителя.

Руководителем может являться любое физическое или должностное лицо (преподаватель школы, родственник одного из авторов, приглашенный специалист). Руководитель обязан обеспечить квалифицированное выполнение проекта.

Подача заявления на рационализаторское предложение может быть осуществлена только после демонстрации действующего образца устройства, специально созданной комиссии из состава преподавателей школы.

Оформление заявления производится по форме, установленной Обществом изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, или в свободной форме, с полным раскрытием сути предложения.

Заявление на выдачу удостоверения на рационализаторское предложение подается автором (авторами) на имя директора школы.

Директор школы представляет заявленный материал и заключение комиссии о целесообразности использования новационного пособия  в учебном процессе в Общество изобретателей и рационализаторов  Республики Татарстан.

Экспертная комиссия Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан принимает решение об отклонении заявления, или выдаче удостоверения на рационализаторское предложение, действительное на территории Республики Татарстан. Одновременно принимается решение о возможности поощрительного вознаграждения автора (соавторов), и руководителя.

Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан на регулярной основе проводит районные, городские, республиканские конкурсы – защиты  школьных рационализаторских предложений, по результатам которых принимается решение о награждении, поощрении, премировании школ, авторов и сторон, содействующих рационализаторской работе.

Общество изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан  совместно с директорами  школ (заключениями комиссий преподавателей школ), дает рекомендации Министерству  образования и науки Республики Татарстан к серийному производству и оснащению школ республики, наиболее оригинальными  и полезными разработками.

На изделиях, изготовленных по рационализаторскому предложению, указываются исходные данные школы,  авторов, руководителя.

На сайте Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан публикуются все зарегистрированные рационализаторские предложения.  Кроме информационно рекламной направленности, опубликованные материалы являются базой данных, прототипов, облегчающей изыскательскую работу рационализаторам и снижающей  вероятность приоритетных и авторских споров.

Права, документация и изделие, изготовленное по рационализаторскому предложению, являются совместной собственностью школы – заявителя и  Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, и могут быть использованы на усмотрение сторон согласно двухстороннему договору.

При коммерциализации, или иных действия, связанных с продвижением рационализаторского предложения на территории республики, и за ее пределами, в проект могут быть приглашены авторы, на договорных условиях.

Если рационализаторское предложение было выполнено без привлечения ресурсов школы и Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, дальнейшее  его использование определяется отдельными соглашениями заинтересованных сторон.

Удостоверение на рационализаторское предложение выдается каждому из соавторов. На бланке указаны : номер, ссылка на  «Положение о рационализаторских предложениях в Республике Татарстан», ФИО (полностью), применение (в школе №__), название, дата, печать и виза Председателя Общества изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан.


Следующая
Вернуться в программу развития.


Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz