"Единый
госэкзамен должен
оставаться основным,
но не
единственным способом проверки качества образования." [2]
"Единые госэкзамены
в будущем
могут дополниться
еще одной
формой оценки знаний выпускников - портфолио." [3]
Портфолио
По
мере того, как будут
формироваться приемная стратегия ВУЗов, и кадровая политика предприятий и
организаций, нацеленные на привлечение, соответственно, лучших
абитуриентов, и
лучших молодых специалистов, будет возрастать и значение портфолио
выпускников
школ.
В
условиях, когда престижность ВУЗа
станет определяться успехами и достижениями его выпускников, значение
портфолио
абитуриента окажется доминирующем, поскольку только талантливый,
творческий, социально
активный молодой человек, может вырасти
в инновационно ориентированного руководителя.
При
поступлении в ВУЗ, сложно
привести к общему знаменателю формальную, экзаменационную оценку, и
уровень
творческого потенциала вчерашнего школьника. Отличные
оценки, включая ЕГЭ, медали, и даже
красный диплом ВУЗа, говорят о высокой работоспособности, добросовестном
отношении
к труду, исполнительности ученика, чаще ученицы. Но для креативного
работодателя,
в научно – техническом, производственном секторе, первоочередной интерес
будет
представлять молодой специалист – изобретатель, с любыми оценками в
дипломе.
В
настоящее время учет портфолио
выпускника, при поступлении в ВУЗ, носит рекомендательный характер, и
рассматривается в редких случаях, возможно по причине отсутствия
утвержденной
структуры и приемлемой методики оценки «веса» портфолио.
Рядом
авторов предлагается,
например, оценивать участие школьника во всероссийской олимпиаде –
победитель –
10 баллов, призер – 7 баллов, участник – 5 баллов. В
школьной – победитель – 3 балла, призер – 2
балла, участник
– 1 балл. [4] Если победитель школьной
олимпиады набирает 3 балла, а победитель всероссийской олимпиады – 10
баллов, то возникает вопрос о количестве
действующих в
России школ. Или же предлагается во всех мероприятиях, примерно в таких
же
весовых соотношениях, оценивать только призеров, и не принимать в зачет
участие. [5]
Очевидно,
что первое место, занятое
учеником в школьном конкурсе, имеет значительно меньший «вес», чем
пятидесятое
в областном или региональном, если в области или регионе, например
пятьсот
школ.
Портфолио
должно состоять из ряда
самостоятельных, независимых разделов, каждый из которых может иметь
свою
оценку. Приемная комиссия, с учетом профиля ВУЗа, легко может решить
вопрос о
том, какой абитуриент для них, представляет больший интерес – мастер
художественного свиста, толкатель ядра, историк, математик, или
изобретатель.
Методика
Наивысшим
достижением школьника, и
наиболее ценными документами в портфолио, следует признать охранные
документы
на интеллектуальную собственность: патент на изобретение, полезную
модель,
промышленный образец, и рационализаторское предложение. Документы,
подтверждающие
наличие интеллектуальной собственности целесообразно
выделить в самостоятельный
раздел портфолио – «Творческий потенциал». В этот же раздел отнести
документы,
подтверждающие научные и аналитические публикации школьника.
Для
формальной
оценки изобретательского творческого потенциала школьников
(абитуриентов) предлагается принять
бальную накопительную систему.
Например:
Патент
на изобретение, способ
|
10
баллов
|
Патент
на изобретение, устройство
|
7
баллов
|
Патент
на полезную модель или промышленный образец
|
5
баллов
|
Удостоверение
на рационализаторское предложение
|
1
балл
|
Внедренное
изобретение или полезная модель (одно
или
более
устройств, введенных в эксплуатацию)
|
20
баллов
|
Внедренное
рационализаторское предложение (налажено
мелкосерийное
производство и сбыт)
|
10
баллов
|
Например, ученик, за время
обучения в школе
получил:
Один патент на изобретение,
устройство
|
7 баллов
|
Один патент на полезную
модель
|
5 баллов
|
Пять удостоверений на
рационализаторские
предложения
|
5 баллов
|
Одно из рационализаторских
предложений было
внедрено
|
10 баллов
|
Оценка
творческого
потенциала выпускника - 27 баллов.
Научно
– аналитические статьи и доклады школьника на
научных конференциях и
семинарах, участие в выставках, предлагается формально оценивать в
зависимости
от статуса публикации или мероприятия.
Например:
Международный
|
10
баллов
|
Российский
|
7
баллов
|
Региональный
|
5
баллов
|
Если
у того же школьника, имелась
одна публикация, например – 7 баллов, то в его портфолио, суммарная
оценка «Творческого
потенциала» составит 27+7=34 балла.
Выделить
в самостоятельный раздел
портфолио, накопительную оценку ученика - «Социальная
активность», определяющуюся по
результатам, документально подтвержденного, участия школьника в
конкурсах, выставках,
олимпиадах, научных конференциях, семинарах.
Предлагаемая
методика формальной
оценки социальной активности школьника заключается в том, что каждое из
слагаемых суммарной оценки, является частным от деления условного
статуса конкурса
(выставки, олимпиады) на занятое место.
Предположим,
принят следующий статус:
Международный
|
1000
баллов
|
Российский
|
200
баллов
|
Окружной,
региональный
|
100
баллов
|
Республиканский,
областной
|
30
баллов
|
Городской
|
10
баллов
|
Районный
|
5
баллов
|
Школьный
|
1
балл
|
Каждое
участие,
после деления статуса на занятое место, дает свои результаты,
складывающиеся в общую оценку социальной активности.
Например,
ученик,
за время обучения в школе принимал участие в пяти мероприятиях:
Первое
–
защита собственного проекта, возможно, по патенту или
рационализаторскому
предложению, где он поэтапно достиг
следующих результатов:
Школа
|
1 место
|
1 балл
|
Район
|
2 место
|
2.5 балла
|
Город
|
3 место
|
3.33 балла
|
Область
|
12 место
|
2.5 балла
|
Округ
|
137 место
|
0.73 балла
|
Общая
оценка по проекту составляет – 10.06
балла.
Второе,
например,
региональная олимпиада – 20 место –
5 баллов.
Третье
–
выступление на межвузовской (региональной) конференции молодых ученых –
5
баллов,
И
так далее, итоговая оценка «Социальной активности» выпускника
определяется
суммированием баллов, по результатам всех пяти мероприятий.
В
приложении 1 более подробно рассмотрен ряд вопросов, применения
методики, при наполнения портфолио ученика в
разделах «Творческий
потенциал» и «Социальная активность». В приложении 2 – практический
пример
вывода оценки «Социальная активность», и динамика набора
оценки.
Так
же,
в самостоятельные разделы портфолио целесообразно выделить все
возможные
направления деятельности ученика: «Спорт», «Художественная
самодеятельность»,
«Музыка», и т.д. Формальную оценку по каждому из этих разделов
рассчитывать по
методике, предложенной в разделе «Социальная активность».
Например,
школьник
- спортсмен, занял первое место на районных соревнованиях (5 баллов),
после этого, первое место в городских
(10 баллов), а через год его пригласили на всероссийские соревнования,
где он
оказался на двадцатом месте (10 баллов). Итоговая оценка
портфолио, в разделе «Спорт» составляет
25 баллов.
Предлагаемая
структура
портфолио и методика формальной оценки достижений учащегося, позволит
приемной комиссии, в зависимости от профиля высшего учебного заведения, достаточно легко сравнить между собой
достижения абитуриентов, и принять адекватное решение по каждому из
кандидатов
в студенты.
Мотивация
Значение
и формирование портфолио
выходит далеко за рамки школьного образования детей. Социальная
значимость вопроса
заключается в том, что, если необходимость учебы в школе не обсуждается
на
семейном совете, то целесообразность любых внешкольных мероприятий и
занятий
ребенка, является прерогативой родителей. При этом следует отметить, что
во
многих случаях, внешкольные успехи и достижения ребенка, не являются
результатом
дополнительного образования, но получены благодаря личным данным ребенка
и
усилиям родителей. Любые
занятия и увлечения ребенка требуют со стороны родителей определенных
материальных затрат, и времени. И естественно то, что в увлечении
ребенка,
родители желают видеть реальные перспективы.
Прозрачная,
понятная каждому
гражданину, форма учета портфолио школьника при поступлении в ВУЗ, и
перспективы будущего трудоустройства, могут гарантировать инициативы
родителей
по раннему выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка, его
профессиональной ориентации.
1. Проект комплексной программы модернизации системы
дополнительного образования и воспитания детей. http://poisk77.ucoz.ru/index/annotacija/0-38, http://www.trizway.com/art/article/257.html
2.
Послание Федеральному собранию.
Президент РФ, Дмитрий Медведев. 12.11.09 г.
http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=54118
3. Выступление министра образования
и науки РФ, Андрея Фурсенко 12.11.09 г.
http://www.mon.gov.ru/press/smi/6375
4. Положение о портфолио учащихся. http://kohma6.iv-schools.ru/pages/6175-3341-3529
5. Новая форма оценки личностных достижений школьников http://www.mmc26320.org/portfolio_main.html
Далее.
|