Четверг, 02.05.2024
Поиск
Меню сайта

                                                                                              "Единый   госэкзамен   должен    оставаться  основным,  но  не единственным способом проверки качества образования." [2]

               "Единые  госэкзамены   в   будущем  могут   дополниться  еще                одной формой оценки знаний выпускников - портфолио."  [3]

 

 

                Портфолио

            По мере того, как будут формироваться приемная стратегия ВУЗов, и кадровая политика предприятий и организаций, нацеленные на привлечение, соответственно, лучших абитуриентов, и лучших молодых специалистов, будет возрастать и значение портфолио выпускников школ.

            В условиях, когда престижность ВУЗа станет определяться успехами и достижениями его выпускников, значение портфолио абитуриента окажется доминирующем, поскольку только талантливый, творческий, социально активный  молодой человек, может вырасти в инновационно ориентированного руководителя.  

 

            При поступлении в ВУЗ, сложно привести к общему знаменателю формальную, экзаменационную оценку, и уровень творческого потенциала вчерашнего школьника.  Отличные оценки, включая ЕГЭ, медали, и даже красный диплом ВУЗа, говорят о высокой работоспособности, добросовестном отношении к труду, исполнительности ученика, чаще ученицы. Но для креативного работодателя, в научно – техническом, производственном секторе, первоочередной интерес будет представлять молодой специалист – изобретатель, с любыми оценками в дипломе.

           

            В настоящее время учет портфолио выпускника, при поступлении в ВУЗ, носит рекомендательный характер, и рассматривается в редких случаях, возможно по причине отсутствия утвержденной структуры и приемлемой методики оценки «веса» портфолио.

 

            Рядом авторов предлагается, например, оценивать участие школьника во всероссийской олимпиаде – победитель – 10 баллов, призер – 7 баллов, участник – 5 баллов. В школьной – победитель – 3 балла, призер – 2 балла, участник – 1 балл. [4]  Если победитель школьной олимпиады набирает 3 балла, а победитель всероссийской олимпиады – 10 баллов,  то возникает вопрос о количестве действующих в России школ. Или же предлагается во всех мероприятиях, примерно в таких же весовых соотношениях, оценивать только призеров, и не принимать в зачет участие. [5]   

            Очевидно, что первое место, занятое учеником в школьном конкурсе, имеет значительно меньший «вес», чем пятидесятое в областном или региональном, если в области или регионе, например пятьсот школ.

 

            Портфолио должно состоять из ряда самостоятельных, независимых разделов, каждый из которых может иметь свою оценку. Приемная комиссия, с учетом профиля ВУЗа, легко может решить вопрос о том, какой абитуриент для них, представляет больший интерес – мастер художественного свиста, толкатель ядра, историк, математик, или изобретатель.  

           

            Методика

            Наивысшим достижением школьника, и наиболее ценными документами в портфолио, следует признать охранные документы на интеллектуальную собственность: патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец, и рационализаторское предложение. Документы, подтверждающие наличие интеллектуальной собственности  целесообразно выделить в самостоятельный раздел портфолио – «Творческий потенциал». В этот же раздел отнести документы, подтверждающие научные и аналитические публикации школьника.

            Для формальной оценки изобретательского творческого потенциала школьников (абитуриентов) предлагается принять  бальную накопительную систему.

 

Например:

Патент на изобретение, способ

10 баллов

Патент на изобретение, устройство

7 баллов

Патент на полезную модель или промышленный образец

5 баллов

Удостоверение на рационализаторское предложение

1 балл

Внедренное изобретение  или полезная модель (одно или

более устройств, введенных в эксплуатацию)

20 баллов

Внедренное рационализаторское предложение (налажено

мелкосерийное производство и сбыт)

10 баллов

           

Например, ученик, за время обучения в школе получил:

Один патент на изобретение, устройство

7 баллов

Один патент на полезную модель

5 баллов

Пять удостоверений на рационализаторские предложения

5 баллов

Одно из рационализаторских предложений было внедрено

10 баллов

            Оценка творческого потенциала выпускника - 27 баллов.

 

            Научно – аналитические статьи и  доклады школьника на научных конференциях и семинарах, участие в выставках, предлагается формально оценивать в зависимости от статуса публикации или мероприятия.

Например:

Международный

10 баллов

Российский

7 баллов

Региональный

5 баллов

            Если у того же школьника, имелась одна публикация, например – 7 баллов, то в его портфолио, суммарная оценка «Творческого потенциала»  составит 27+7=34 балла.      

           

            Выделить в самостоятельный раздел портфолио, накопительную оценку ученика -  «Социальная активность», определяющуюся по результатам, документально подтвержденного, участия школьника в конкурсах, выставках, олимпиадах, научных конференциях, семинарах.

            Предлагаемая методика формальной оценки социальной активности школьника заключается в том, что каждое из слагаемых суммарной оценки, является частным от деления условного статуса конкурса (выставки, олимпиады) на занятое место.

 

Предположим, принят следующий статус:

Международный

1000 баллов

Российский

200 баллов

Окружной, региональный

100 баллов

Республиканский, областной

30 баллов

Городской

10 баллов

Районный

5 баллов

Школьный

1 балл

             Каждое участие, после деления статуса на занятое место, дает свои результаты, складывающиеся в общую оценку социальной активности.

             Например, ученик, за время обучения в школе принимал участие в пяти мероприятиях:

             Первое – защита собственного проекта, возможно, по патенту или рационализаторскому предложению,  где он поэтапно достиг следующих результатов:

Школа

1 место

1 балл

Район            

2 место

2.5 балла

Город

3 место

3.33 балла

Область

12 место

2.5 балла

Округ

137 место

0.73 балла

             Общая оценка  по проекту составляет –  10.06 балла.  

             Второе, например, региональная олимпиада – 20 место –  5 баллов.

             Третье – выступление на межвузовской (региональной) конференции молодых ученых – 5 баллов,

             И так далее, итоговая оценка «Социальной активности» выпускника определяется суммированием баллов, по результатам всех пяти мероприятий.

            

             В приложении 1 более подробно рассмотрен ряд вопросов, применения методики, при наполнения портфолио ученика в разделах «Творческий потенциал» и «Социальная активность». В приложении 2 – практический пример вывода оценки «Социальная активность», и динамика  набора оценки.

 

             Так же, в самостоятельные разделы портфолио целесообразно выделить все возможные направления деятельности ученика: «Спорт», «Художественная самодеятельность», «Музыка», и т.д. Формальную оценку по каждому из этих разделов рассчитывать по методике, предложенной в разделе «Социальная активность».

             Например, школьник - спортсмен, занял первое место на районных соревнованиях (5 баллов), после этого, первое место в городских (10 баллов), а через год его пригласили на всероссийские соревнования, где он оказался на двадцатом месте (10 баллов). Итоговая  оценка портфолио, в разделе «Спорт» составляет 25 баллов.

 

             Предлагаемая структура портфолио и методика формальной оценки достижений учащегося, позволит приемной комиссии, в зависимости от профиля высшего учебного заведения,  достаточно легко сравнить между собой достижения абитуриентов, и принять адекватное решение по каждому из кандидатов в студенты.

 

            Мотивация

            Значение и формирование портфолио выходит далеко за рамки школьного образования детей. Социальная значимость вопроса заключается в том, что, если необходимость учебы в школе не обсуждается на семейном совете, то целесообразность любых внешкольных мероприятий и занятий ребенка, является прерогативой родителей. При этом следует отметить, что во многих случаях, внешкольные успехи и достижения ребенка, не являются результатом дополнительного образования, но получены благодаря личным данным ребенка и усилиям родителей.             Любые занятия и увлечения ребенка требуют со стороны родителей определенных материальных затрат, и времени. И естественно то, что в увлечении ребенка, родители желают видеть реальные перспективы.

 

            Прозрачная, понятная каждому гражданину, форма учета портфолио школьника при поступлении в ВУЗ, и перспективы будущего трудоустройства, могут гарантировать инициативы родителей по раннему выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка, его профессиональной ориентации.

 

 

 

1. Проект комплексной программы модернизации системы дополнительного образования и воспитания детей. http://poisk77.ucoz.ru/index/annotacija/0-38, http://www.trizway.com/art/article/257.html 

2. Послание Федеральному собранию. Президент РФ, Дмитрий Медведев. 12.11.09 г.

 http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=54118

3. Выступление  министра образования и науки РФ, Андрея Фурсенко 12.11.09 г. 

http://www.mon.gov.ru/press/smi/6375

4. Положение о портфолио учащихся.  http://kohma6.iv-schools.ru/pages/6175-3341-3529

5. Новая форма оценки личностных достижений школьников http://www.mmc26320.org/portfolio_main.html

 

 
Далее.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Rambler's Top100
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz